Несмотря на скромность интерьера и внешнего вида, этот храм привлекает своей древностью и поражает стойкостью. Ведь ему пришлось пережить две мировые войны, Октябрьскую революцию и гражданскую междоусобицу, а также турецкое нашествие. Более того, в отличие от многих храмов этой святыне повезло в советские годы: ее отреставрировали в 1955-1956 гг. И это позволило строению дожить до наших дней.
Храм расположен на территории Генуэзской крепости. Датируется здание 14-м веком. Его посвящение определяют по-разному: в честь святого великомученика Дмитрия Солунского или святого Стефана – первого христианского мученика.
Площадь храма – не более 56 кв.м. Построен он из серого бутового камня – без штукатурки, декора и наружной росписи. Крыша – под черепицей.
По мнению специалистов, святыня была возведена греками, жившими в ту пору на территории цитадели. Такой вывод сделали историки и археологи, когда нашли внутри храма, на его стенах, надписи на греческом языке. И лишь позже его передали армянской церкви. В пользу данного факта говорит нахождение совсем рядом еще одного исторического памятника – Армянского фонтана 15-го века.
В отличие от крепости храм сохранился лучше. И даже пережил землетрясение 1927 года. Прочность здания обусловлена использованием особого раствора – на яйцах и замесе из животной падали. Готовили такие составы не менее 30 лет, в закрытой яме. Считается, что использование туш животных – это вымысел. Однако при осмотре остатков штукатурки на стенах археологи нашли шерсть! Так что особый рецепт раствора для храма Святого Дмитрия Солунского вполне может быть реальностью.
Как ни странно, но богослужения здесь иногда проводятся. Туристов тоже пускают, но на платной основе и сразу по несколько человек. А посмотреть здесь есть на что.
Внутри храма сохранились фрагменты уникальных старинных фресок: Богородица с младенцем, Христос на троне, Страшный Суд и иные. На некоторых изображениях присутствуют греческие надписи. Кстати, в древние краски добавляли мелко перетертые драгоценные камни. А рисунок наносился на еще влажную штукатурку в течение всего 5 часов – время высыхания основы. Вот почему для оформления храмов звали только именитых мастеров. И эти фрески вполне мог создавать великий иконописец Феофан Грек. Прямых доказательств его участия в росписи нет. Но есть документы, свидетельствующие о нахождении мастера в то время в Феодосии, где он выполнял заказы по росписи. Так что вполне возможно, что фрески этого храма принадлежат руке Феофана Грека. И, чтобы сохранить их, современные специалисты покрыли изображения составом, который предотвратит трещины и осыпание красочного слоя.
Храм расположен в крепости Кафа. Доехать можно на автобусах №1, 2а, 14 или 15. Выход – на остановке «Городская больница». Далее – 300 м пешком по ул.Корабельная.